Хьюз (Hughes), Ленгстон

Хьюз (Hughes), Ленгстон
(1.II.1902, Джоплин, Миссури - 22.V.1967, Нью-Йорк)
 поэт, прозаик, публицист, драматург, переводчик испанской и латиноамериканской поэзии, составитель антологий (в т. ч. фундаментального издания «Поэзия негров» совместно с А. Бонтаном), автор книг для юношества об истории негритянского народа США, его культуре и искусстве.
   Литературное наследие Хьюза составляет более 50 книг. В роду Хьюза по материнской линии были общественные деятели, участники аболиционистского движения. Детство и отрочество Хьюза прошли в скитаниях по стране: мать, в прошлом учительница, переезжая в поисках места из штата в штат, работала машинисткой, официанткой, поденщицей, сам он начал подрабатывать еще в младших классах. Окончив школу в 1920 г. и проучившись зиму в Колумбийском университете, Хьюз далее проходил «университеты» горьковского типа. Был лифтером, коридорным, клерком, официантом, носильщиком, батрачил на ферме. Дважды (юнгой) совершил длительное плавание на грузовом судне в Африку и Голландию, кочевал по Франции и Италии. По возвращении (1925) поселился в Вашингтоне, занимаясь физическим трудом.
   Известное стихотворение «Негр говорит о реках» Хьюз написал еще 17-летним школьником, в 1921 г. оно появилось в журнале «Крайсис». Ранние стихи обнаруживают воздействие уитменовской традиции, более всего - поэзии К. Сэндберга. Позднее Хьюз проникается ритмами и настроениями негритянского фольклора: спиричуэле, рабочих песен и в особенности блюзов, которым суждено было стать, в трансформированном виде, сердцевиной его поэтики. В 1925 г. - премия журналов «Крайсис» и «Опортьюнити», сенсационная, хотя и недолгая, известность благодаря поэту В. Линдсею и газетным репортерам, открывшим «новую звезду» в молодом негре со стопкой грязных тарелок в руках - именно такая фотография появилась в одной из газет. Выход первых сборников стихов - «Усталые блюзы» (The Weary Blues, 1926), «Лучшие вещи в закладе» (Fine Clothes to the Jew, 1927) - дал Хьюзу возможность окончить Линкольновский университет (1929). Он становится профессиональным писателем, но материальной обеспеченности не знает до конца жизни. За 40 лет литературной работы Хьюзом опубликовано 16 книг стихов, в т. ч. «Хранитель мечты» (The Dream-Keeper, 1932), «Новая песнь» (A New Song, 1938), «Шекспир в Гарлеме» (Shakespeare in Harlem, 1942), «Поля чудес» (Fields of Wonder, 1947), «Билет в один конец» (OneWay Ticket, 1949), «Монтаж отсроченной мечты» (Montage of a Dream Deferred, 1951), «Пантера и хлыст» (The Panther and the Lash: Poem of Our Times, 1967, посмертно). Вышли также однотомник его произведений (The Langston Hughes Reader, 1958), «Избранные стихи» (Selected Poems, 1959), сборник публицистики «Здравствуй, Революция» (Good Morning Revolution, 1974).
   В поэтическом творчестве Хьюза можно различить несколько периодов, но главные черты его оставались неизменными. Прежде всего это народность его поэзии, естественная, непринужденная и не имеющая ничего общего со стилизацией. Истоки ее - в кровной близости поэта к той части населения страны, которая все отчетливее ощущает свое право заявить «Я - тоже Америка». Через все им написанное проходят утверждение человеческого достоинства негра, воинствующее неприятие любых форм расовой дискриминации и белого шовинизма. От крайностей «черного» национализма его удерживают природный здравый смысл, юмор, душевная мягкость. Своеобразие поэзии Хьюза - в обаятельном сплаве юмора и печали, едкой горечи, сарказма и беззаботной жизнерадостности. Его «блюзы» - эти «городские романсы» - вобрали в себя многообразие жизненного и душевного опыта негритянской бедноты.
   В первых книгах стихов ощутима атмосфера «Гарлемского возрождения» - культурного движения, в котором молодой Хьюз с увлечением участвовал: «африканские мотивы», эстетизация бытия черного гетто, интерес к негритянскому фольклору. Стихи 30-х гг. («Новая песнь») насыщены духом революционного брожения Америки в пору жесточайшего экономического кризиса. Хьюз активно сотрудничает в коммунистической печати, проводит около года (1932–1933) в СССР (итогом явилась книга очерков «Негр смотрит на Красную Азию», Negro Looks at Red Asia, 1934), едет корреспондентом в республиканскую Испанию.
   В сборниках 40-50-х гг. ощутимо особое внимание к быту, резче и конкретнее становятся психологические портреты, очень явственны ноты горечи и разочарования, но одновременно все сильнее звучит тема негритянского протеста. Книга «Пантера и хлыст», в которой собраны последние стихи поэта, проникнута пафосом движения американских негров за гражданские права, охватившего в ту пору всю страну.
   Разнообразна и проза Хьюза. Он известен как новеллист: книги «Нравы белых» (The Ways of White Folks, 1934), «Смеяться, чтобы не плакать» (Laughing to Keep from Crying, 1952), «Нечто общее» (Something in Common and Other Stones, 1963); как автор романов: «Смех сквозь слезы» (Not without Laughter, 1930) - о негритянском мальчике, в истории которого запечатлелось воспоминание Хьюза о собственном детстве, и «Тамбурины славы» (Tambourines to Glory, 1958), - 2-томного автобиографического повествования «Большое море» (The Big Sea, 1940) и «Брожу по свету и удивляюсь» (I Wonder as I Wander, 1956). Значительное место в прозе писателя занимают 4 сборника историй о Симпле (1950–1965), который впервые появился в 1943 г. на страницах чикагской газеты «Дефендер», где Хьюз вел еженедельную колонку. Этот весьма прямодушный, но не столь простой, как подсказывает его фамилия, обитатель Гарлема в выразительной и иронической манере комментирует в беседах с приятелем текущие события как своей жизни, так и жизни большого мира. В книгах о Симпле проявилась сатирическая жилка Хьюза-прозаика, по духу родственная его поэзии.
   Хьюз написал также 9 многоактных и несколько коротких пьес, все они шли на сцене и некоторые - «Мулат» (Mulatto, 1939), «Просто божественно» (It's a Mighty World, 1965), инсценировка рассказов о Симпле, - пользовались значительным успехом у зрителей.
   Американское литературоведение не баловало Хьюза вниманием, и все же писательская судьба его сложилась счастливо: он был не просто популярен, но горячо любим широкими читательскими массами и мог с полным правом носить никем не присужденный официально, но давно сопровождавший его имя титул «Поэт - лауреат негритянского народа». Хьюз был талантливым пропагандистом афро-американской культуры; выступал с лекциями, принимал живое участие в работе общественных негритянских организаций. Его хорошо знали в молодых независимых государствах Африки. Но важно подчеркнуть, что и литературное творчество, и общественные выступления писателя всегда были связаны с демократическими традициями всего американского народа - как «черной», так и «белой» Америки.
   На русском языке стихотворения и проза Л. Хьюза издавались неоднократно (в т. ч. стихотворные сб. 1960 и 1964 гг., сб. новелл 1955 г.).
 И. Левидова

Писатели США. Краткие творческие биографии. - М., Радуга.. . 1990.

Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Хьюз (Hughes), Ленгстон" в других словарях:

  • ХЬЮЗ (Hughes) Ленгстон — (1902 67) американский писатель, публицист. Поэзия, опирающаяся на традиции негритянской духовной музыки (сборники Усталые блюзы , 1926; Избранные стихотворения , 1959). Проза (роман Смех сквозь слезы , 1930; сборник Лучшие рассказы о Симпле ,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ХЬЮЗ (Hughes) Ленгстон — (Hughes) Ленгстон (1902–67), амер. писатель, публицист, предст. афроамер. лит ры. Поэзия, опирающаяся на традиции негритянской духовной музыки (сб ки Усталые блюзы , 1926, Избранные стихотворения , 1959). Проза (ром. Смех сквозь слёзы ,… …   Биографический словарь

  • Хьюз Ленгстон — (Hughes) (1902 1967), американский писатель, публицист. Поэзия, опирающаяся на традиции негритянской духовной музыки (сборники «Усталые блюзы», 1926, «Избранные стихотворения», 1959). Проза (романы «Смех сквозь слёзы», 1930; сборник «Лучшие… …   Энциклопедический словарь

  • Хьюз Ленгстон — Хьюз (Hughes) Ленгстон (1.2.1902, Джоплин, Миссури, ‒ 22.5.1967, Нью Йорк), американский писатель, публицист. Родился в негритянской семье. Окончил университет им. А. Линкольна в Филадельфии (1929). Дебютировал в 1925. В ранних стихах выступал… …   Большая советская энциклопедия

  • ХЬЮЗ Ленгстон — ХЬЮЗ (Hughes) Ленгстон (1902—67), американский негритянский поэт, прозаик, публицист. Сб. стих. «Усталые блюзы» (1926), «Приятельница смерть» (1931), «Новая песнь» (1938), «Шекспир в Гарлеме» (1942), «Поля чудес» (1947), «Билет в один конец» …   Литературный энциклопедический словарь

  • Хьюз Л. — ХЬЮЗ (Hughes) Ленгстон (1902–67), амер. писатель, публицист, предст. афроамер. лит ры. Поэзия, опирающаяся на традиции негритянской духовной музыки (сб ки Усталые блюзы , 1926, Избранные стихотворения , 1959). Проза (ром. Смех сквозь слёзы …   Биографический словарь

  • Хьюз, Джеймс Мёрсер Лэнгстон — Лэнгстон Хьюз Langston Hughes Лэнгстон Хьюз в 1936 году. Фото Карла ван Вахтена …   Википедия

  • Хьюз — I (Hughes)         Ленгстон (1.2.1902, Джоплин, Миссури, 22.5.1967, Нью Йорк), американский писатель, публицист. Родился в негритянской семье. Окончил университет им. А. Линкольна в Филадельфии (1929). Дебютировал в 1925. В ранних стихах выступал …   Большая советская энциклопедия

  • ХЬЮЗ Ленгстон — (Hughes, (James) Langston) (1902 1967), американский писатель. Родился 1 февраля 1902 в Джоплине (шт. Миссури). Рос в различных городах Среднего Запада, по окончании школы был учителем английского языка в Мексике, недолгое время жил в Европе. В… …   Энциклопедия Кольера

  • Hughes, Langston —    см. Хьюз, Ленгстон …   Писатели США. Краткие творческие биографии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»